Чрезвычайная ситуация в Украине. Как изменится жизнь граждан

25
03.2020
 
Оксана Дурова
юрист АО Legal Strategy

25 марта Кабинет министров Украины в связи с пандемией коронавируса COVID-19 ввел режим чрезвычайной ситуации на всей территории Украины сроком на 30 дней - до 24 апреля 2020 года.

В трактовке Кодекса гражданской защиты Украины чрезвычайная ситуация - это обстановка на отдельной территории, которая характеризуется нарушением нормальных условий жизнедеятельности населения, вызванная эпидемией, которая привела (может привести) к возникновению угрозы жизни и здоровью населения, большому количеству погибших и пострадавших, причинить значительный материальный ущерб.

Введение режима чрезвычайной ситуации является констатацией ее возникновения на территории Украины и призвано ликвидировать и минимизировать ее негативные последствия. Анализ и оценка обстановки на территории государства в период чрезвычайной ситуации осуществляется с целью определения оперативных профилактических и других срочных мер по защите населения Украины.

Сейчас режим чрезвычайной ситуации был введен, чтобы усилить координацию всех государственных служб, задействованных для противодействия распространению болезни коронавируса.

В свою очередь, для населения Украины введение чрезвычайной ситуации означает:

• продление карантина до 24 апреля 2020 (закрытие образовательных и государственных учреждений) прекращение авиасообщения и закрытия границ с другими государствами; прекращение работы общественного транспорта местного и межрегионального значения);

• продолжение действия ограничительных мероприятий (ограничение работы торговых и развлекательных центров, объектов торговли, кроме продуктовых магазинов и аптек; запрет спортивных мероприятий; запрет проведения массовых мероприятий);

• дезинфекция объектов и территорий, санитарно-гигиенические противоэпидемические мероприятия;

• информирование населения о необходимом порядке действий при появлении симптомов заболевания, информационно-просветительская работа с населением;

• проведение мероприятий для оперативного возврата гражданин Украины из-за границы и помещение таких лиц на карантин;

• усиление охраны общественного порядка;

• оказание помощи малозащищенным слоям населения с привлечением работников социальных служб, общественных и волонтерских организаций.

Основными задачами, которые должны выполняться государственной системой гражданской защиты во время режима чрезвычайной ситуации, являются:

• осуществление оповещения органов управления и сил гражданской защиты, а также населения о возникновении чрезвычайной ситуации и информирование его о действиях в условиях сложившейся ситуации;

• образование в случае необходимости специальной комиссии по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации;

• осуществление постоянного прогнозирования масштабов возможных последствий;

• организация работ по локализации и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, привлечение для этого необходимых сил и средств;

• организация и осуществление мероприятий по жизнеобеспечению пострадавшего населения;

• организация и осуществление (в случае необходимости) эвакуационных мероприятий;

• организация и осуществление медицинской защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций;

• информирование органов управления гражданской защиты и населения о развитии чрезвычайной ситуации и мерах, которые предпринимаются.

Стоит помнить, что чрезвычайная ситуация НЕ ТОЖДЕСТВЕННА чрезвычайному положению.

Режим чрезвычайной ситуации не ограничивает конституционные права и свободы людей. В то время как чрезвычайное положение является правовым режимом и предусматривает дополнительные полномочия для органов власти, а также допускает временное, обусловленное угрозой, ограничение в осуществлении конституционных прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц с указанием срока действия этих ограничений.

Чрезвычайное положение в Украине или в отдельных ее местностях вводится указом Президента Украины, подлежит утверждению Верховной Радой Украины в течение двух дней с момента обращения Президента Украины. Вопрос о введении чрезвычайного положения в Украине подобно практике многих европейских государствах широко обсуждался в СМИ представителями общественности, высшими должностными лицами государства и т.д.

На сегодня такое решение не принято, однако напряженная ситуация с распространением коронавируса COVID-19 в пределах страны, впоследствии может стать основанием для введения в Украине чрезвычайного положения, а следовательно, возможного ограничения и сужения прав, свобод и законных интересов лиц, гарантированных Конституцией Украины.