Станут ли украинские частные детективы эффективными?

28
02.2020
 
Василий Федитник
адвокат, партнер Адвокатського об'єднання Legal Strategy для УП

 

В феврале 2020 года в Верховной раде зарегистрирован законопроект № 3010 под названием "О частной детективной деятельности". Данный закон может дать существенный толчок созданию и деятельности профессиональных частных расследователей.Однако пока проект содержит ряд недостатков, которые возможно устранить во время рассмотрения инициативы законодателями.

Законопроект устанавливает требования к желающим стать частным детективом. Им может быть физическое лицо, которое:

- владеет государственным языком,

- имеет гражданство Украины,

-полное высшее юридическое образование или высшее образование по специальности "правоохранительная деятельность",

- стаж работы в отрасли права или правоохранительной деятельности 3 года.

Вроде бы требования полностью логичны, но выходит, что право осуществлять частную детективную деятельность получат не только бывшие правоохранители, но еще, например, юрисконсульты предприятий, секретари судебных заседаний, судебные распорядители и другие аналогичные категории работников. Конечно, бывшие следователи или оперативники будут на рынке детективных услуг более конкурентными, чем их коллеги, которые такого опыта не имеют.

Согласно законопроекту, детективы во многих аспектах будут наделены правами, аналогичными полномочиями адвоката. Например, получат право

- обращаться с запросами к органам государственной власти, органам местного самоуправления, к их должностным и служебным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, общественным объединениям, а также к физическим лицам;

- при согласии предприятий, учреждений, организаций в определенном объеме знакомиться на предприятиях, в учреждениях, организациях с необходимыми для осуществления частной детективной (сыскной) деятельности документами и материалами, кроме тех, которые содержат информацию с ограниченным доступом;

- получать на договорной основе письменные выводы и устные консультации специалистов и экспертов по вопросам, которые требуют специальных знаний.

Кроме того, детективы получат такие "специфические" права, как, например, возможность проводить внешний осмотр сооружений, помещений, других объектов, доступ к которым не ограничен, или осуществлять кино- и фотосъемку, видео- и аудиозапись в служебных помещениях по письменному согласию лиц, относительно которых они осуществляются. Но это может делать вообще любое лицо. А вот реально полезных прав, таких, как доступ к детальной информации о без вести исчезнувших лицах или похищенных произведениях искусства, не предусмотрено. Хотя сам институт частных детективов интересен тем, что может более тщательно, чем перегруженные правоохранительные органы, заниматься определенным делом. Например, искать исчезнувшего ребенка по обращению его родителей.

Единственная хотя бы немного интересная норма - это право осуществлять внешнее наблюдение. Но лишь на открытой местности, в общественных местах и на транспорте по решению уполномоченных лиц в порядке, предусмотренном Криминальным процессуальным кодексом Украины. Но, скорей всего этот порядок будет очень жестким. Главное, что вызывает сомнение в целесообразности этого законопроекта - это отсутствие нормы о праве на сбор доказательств. В соответствии с УПК, сбор доказательств может осуществляется сторонами криминального производства, потерпевшим, представителем юридического лица, относительно которого осуществляется производство. Это имеет право делать адвокат, но не частный детектив. Так будет ли информация, собранная детективом, доказательством в криминальном производстве? В случае принятия законопроекта № 3010 в предложенном виде - нет. Даже если сторона защиты или потерпевший будут обращаться к частному детективу, сведения, полученные им, не смогут признаваться доказательствами. Ведь детектив не относится к перечню тех субъектов, определенных статьей 93 УПК, что право собирать доказательства в рамках криминального процесса. Эту проблему нужно решать, внося изменения к соответствующей статье УПК. Подытоживая, стоит отметить, что по большому счету права детективов мало чем будут отличаться от прав рядовых граждан. Лишь в категории запросов они приравниваются к полномочиям адвокатов. Конечно, детективы будут занесены в специальный реестр, получат соответствующее свидетельство и возможность заключать договор о предоставлении частных детективных (сыскных) услуг. Но все это никоим образом не влияет на реальную эффективность их работы. Например, рядовому гражданину ничто не запрещает осматривать здания, общественные места, парки, фотографировать их, осуществлять видеосъемку или наблюдать за транспортом. Предложенный проект не предоставляет детективам какого-либо эффективного или нового инструмента сбора доказательств. В целом идея введения детективов, в общем-то, неплохая, учитывая загрузку правоохранительных органов уголовными делами. Однако для того, чтобы детективы стали действительно эффективными, она нуждается существенной доработке.

 

Василий Федитник, для УП